Интернет-проект "Подготовка главных бухгалтеров"

Предварительные итоги


 

Директор НПФ "Бизнес-Технологии"

доцент РГТЭУ
Н.Н.Иванов

 

Этот проект был реализован при поддержке разных структур. Руководство Компании БЭСТ, генеральный директор С.А.Павличенко, предоставило свой терминальный сервер, откуда все участники проекта запускали используемое программное обеспечение, и работали с домашних компьютеров в единой базе данных, расположенной на этом сайте. Владелец сайта www.forum.spb4plus.ru Е.Ю.Ильин предложил использовать свой сайт для размещения теоретических материалов и общения участников проекта между собой на специальном форуме. Администрация сайта www.sarbc.ru разместила информацию, которая помогла сформировать небольшую экспериментальную учебную группу. Мы признательны всем лицам и организациям, поддержавшим эту инициативу.

Предыстория проекта

        Наверное, имеет смысл дать некоторые пояснения относительно того, как возник этот проект, что участники надеялись получить в результате его реализации, что удалось сделать, а что нет. И каковы планы на ближайшее будущее.

        Прежде всего, вероятно, следует пояснить, почему он так называется. Ведь ясно, что для работы главным бухгалтером претендент на эту должность должен знать многое. Прежде всего, теорию бухгалтерского учета и законодательство. И этим предметам его усиленно обучают в ВУЗе, на различных курсах повышения квалификации, в структурах Института профессиональных бухгалтеров.

        Однако, в процессе обучения будущего главного бухгалтера есть одна фундаментальная трудность, связанная с тем обстоятельством, что бухгалтерский учет - одна из немногих больших информационных систем, возникшая в докомпьютерную эпоху. Не случайно, поэтому, что с появлением компьютеров ее перевод на новую технологическую базу произошел достаточно плавно и естественно.

        Тем не менее, методика обучения главных бухгалтеров сформировалась, в основном, при ручном ведении учета. И главная трудность в этом процессе связана тем количеством информации, которую должен научиться обрабатывать будущий главный бухгалтер. Этой информации должно быть много, и она должна быть объединена в единое целое, например, отражать деятельность некоего модельного предприятия в течение квартала. При ручном ведении учета обеспечить в учебном процессе накопление такого количества информации крайне сложно. По этой причине, подготовка будущих главных бухгалтеров неизбежно носила, и носит до сих пор, преимущественно, теоретический характер.

        Привнести в эту подготовку практический элемент, связанный именно с работой главного, а не рядового бухгалтера, крайне сложно. Во всяком случае, для этого требуется серьезная административная воля, связанная с необходимостью перекроить весь учебный процесс, зачастую вопреки требованиям чиновников от образования. В свое время в Саратовском институте РГТЭУ такой элемент был. В течение всего июня студенты третьего курса ежедневно по шесть часов, разбившись на группы по 4-5 человек, занимались имитацией бухгалтерского учета в придуманном ими небольшом предприятии. Это мероприятие получило название учебно-ознакомительной практики. В конце студенты формировали квартальный баланс и остальную отчетную документацию. Важно подчеркнуть, что реализация такой практики - весьма непростая задача, и требует поистине героических усилий.

Появление компьютерных технологий

        Положение изменилось, когда в учебный процесс 12-14 лет назад стали серьезно внедряться компьютерные системы бухгалтерского учета. Серьезно - это когда студенты делают не отдельные операции в системе, а весь комплекс работы по имитации документооборота предприятия в течение квартала, с подготовкой полного пакета отчетной документации. Моделирование деятельности предприятия стало возможно уложить в более или менее приемлемые временные рамки. А значит, появилась возможность дать студенту провести такое моделирование за время обучения 3-4 раза, для предприятий различного уровня сложности.

        По сути дела, это означает качественный скачок в учебном процессе. Раньше задача подготовки главного бухгалтера в ВУЗе практически не ставилась. Считалось, и достаточно обоснованно, что решение такой задачи невозможно. Главный бухгалтер должен получить основную подготовку в процессе практической работы на предприятии, возможно - с поддержкой структур послевузовского образования. Теперь оказалось, что задачу можно решить в ВУЗе. Эта возможность совпала с потребностью малого бизнеса, которому в больших количествах потребовались бухгалтеры с квалификацией главного, который ведет весь бухгалтерский учет в одиночку.

        Решению этой задачи автор этих строк посвятил последние 14 лет, стремясь создать систему учебных курсов нового типа, в которых, на основе полученных теоретических знаний, студенты получали бы навык практической бухгалтерской и управленческой работы. В этих курсах центр тяжести был перенесен именно на бухгалтерский учет и смежные области управления, а не на овладение тем или иным программным продуктом. Последних мы перепробовали достаточно много, и не испытываем особых затруднений при их смене. Главное, на мой взгляд - знать, что хочешь получить от программы на том или ином этапе, а как этого от нее добиться, установить уже проще. Достаточно скептически мы относимся к подготовке бухгалтеров-операторов, которые "идут на поводу" у программы, бездумно принимая навязываемые программой решения. У таких операторов вряд ли есть шанс стать главным бухгалтером серьезного предприятия.

        Сегодня в качестве базовой программы мы используем БЭСТ-5. С одной стороны, она получила достаточно широкое распространение, с другой - не входит в многочисленную группу программ, объединенных товарным знаком "1С". У последних есть одно неприятное качество. Они не имеют демонстрационных версий, т.е. свободно распространяемых вариантов программы, на которых можно работать с некоторыми ограничениями. Иными словами, для использования в учебном процессе за них нужно платить деньги, тогда как другие программы, чаще всего, можно использовать бесплатно.
Непростые проблемы возникают и с обновлениями версий этих программных продуктов. Так, нашим ВУЗом в 2005г. был приобретен комплект из четырех учебных конфигураций, разработанных на базе технологической платформы "1С:Предприятие 8.0". С тех пор идет переписка с фирмой-разработчиком о получении обновлений. Лицензионного соглашения для этого недостаточно. Постоянно запрашиваются новые копии документов, бухгалтерских и юридических, которые сопровождали, или должны были сопровождать, эту покупку. Но ни одного обновления за три года получено не было. Вместо этого поступают предложения купить комплект заново.

        Кроме того, сходство между собой 2-3 тыс. программ, объединенных товарным знаком "1С", обычно сильно преувеличивается. Отличие программы "1С:Бухгалтерия 8" от программы "1С:Управление производственным предприятием 8", на мой взгляд, значительно больше, чем последней от БЭСТ-5 или ИС-ПРО. Так что мы поставили перед собой задачу научить студента быстро освоиться в новой для него программе учета и управления. Так сказать, учим ездить на том автомобиле, который можно получить бесплатно, стараясь научить универсальной методике освоения нового, незнакомого, автомобиля.

        Задача несколько облегчалась тем обстоятельством, что к компьютерным технологиям учета и управления автор имеет отношение не только как доцент Российского государственного торгово-экономического университета, но и как директор Научно-производственной фирмы "Бизнес-Технологии", специалисты которой провели более 150 внедрений различных компьютерных систем на предприятиях и в организациях нашего региона.


Учебные курсы, предшествовавшие проекту

        Совмещение бизнеса и преподавания, оказалось, на взгляд автора, довольно удачным опытом, во всяком случае, для преподавания. Из опыта бизнеса выросли три семестровых учебных курса, посвященных практике применения компьютерных технологий учета и управления на различных уровнях.

        Все сотрудники, работавшие в разное время в НПФ "Бизнес-Технологии" - бывшие студенты, прослушавшие те или иные из этих курсов. Многие выпускники сейчас работают главными бухгалтерами. Причем становятся ими чаще всего через 6-12 месяцев после окончания ВУЗа, хотя есть прецеденты, когда выпускников приглашали на эту должность сразу после защиты диплома. Что бывает обидно, когда учил студента для себя.

        С самого начала не ставилась задача "научить студента тому, что от него потребуется в бизнесе". При такой постановке вопроса молодому специалисту заведомо отводится пассивная роль. Скажем, 14-15 лет назад большинство руководителей малого бизнеса совсем не собирались приобретать компьютеры, а уж тем более управлять своим бизнесом на основе компьютерных технологий. Если бы в тот момент мы ориентировались на их потребности, нам бы не удалось подготовить конкурентнтоспособных выпускников. Так что преподаватель ВУЗа неизбежно должен глядеть вперед на 4-5 лет.

        И сейчас большинство руководителей производственных предприятий не собирается реформировать управленческую систему на основе интеграции учета и планирования. Хотя такая интеграция является краеугольным камнем в процессе превращения предприятия в эффективно работающее.

        Так что я поставил бы, скорее, обратную задачу. Научить студента ориентироваться в том, насколько эффективно управляется бизнес, в котором он оказался после окончания ВУЗа. Определять, какие шаги необходимо сделать для реформирования системы управления в первую очередь. Инициировать эти шаги, занимая, в случае необходимости, место прежних руководителей бизнеса.

        Все курсы построены однотипно. Они содержат, в зависимости от рассматриваемого объекта управления, теоретическую часть различного объема, но центральным звеном курса является имитация квартального документооборота предприятия в форме деловой игры, и подготовка на его базе тех или иных управленческих решений.

        Первый курс посвящен компьютерным технологиям управления малым предприятием оптовой торговли. В нем количество работающих людей и количество хозяйственных операций сведено к минимуму, позволяющему только получить навык работы с каждым первичным документом, и содержательный квартальный баланс. Документооборот моделируется каждым слушателем отдельно на одном компьютере. По материалам этого курса в 2007 году была издана книга - Н.Н.Иванов "Основы автоматизированного учета".

        Второй курс ориентирован на работу с более сложным объектом управления - предприятием типа торгового дома, которое ведет как оптовую, так и розничную торговлю. В структуре предприятия предусмотрены оптовые склады и магазин, склад материалов, гараж, управленческие подразделения. Документооборот моделируется командой слушателей, работающих в компьютерной сети на 10 -12 рабочих мест. Один из компьютеров играет роль кассового аппарата магазина. В процессе моделирования накапливается определенный объем информации, в котором, при обычном уровне подготовки слушателей, содержится достаточно много ошибок, которые могут быть выявлены при налоговой проверке предприятия. Значительное время отводится имитации такой проверки и изучению общей методологии диагностики бухгалтерской системы предприятия. Здесь полномасштабная книга пока не сложилась, но на сайте www.forum.spb4plus.ru размещено нечто вроде краткого конспект лекций.

        Третий курс также реализуется командой в компьютерной сети, и посвящен управлению производственным предприятием. В качестве объекта управления выбирается швейная фабрика, имеющая три производственных цеха и выпускающая шесть наименований изделий. Основная цель имитации документооборота - получить смету фактических затрат по каждому виду изделий, и иную достоверную информацию, необходимую для финансовой санации и реформирования предприятия. Если в первых двух курсах система управления предприятием в основном сводилась к системе учета, при имитации документооборота в производственном процессе предприятия необходимо выполнить достаточно много работы планово-экономического характера. После имитации квартальной деятельности вырабатывались определенные рекомендации по финансовой санации предприятия, в частности, связанные с изменением штатного расписания.

        К сожалению, в последние годы этот курс исчез из учебных планов ВУЗа, где автор пока еще развлекается преподаванием. А между тем, он мог бы оказаться очень перспективным в попытке перевести подготовку студентов экономических специальностей на следующую качественную ступень - попробовать дать им квалификацию финансового директора. На мой взгляд, у этой квалификации есть две минимальные составляющие. Этот специалист должен уметь, в случае необходимости, выполнять обязанности руководителя как службы учета, так и службы планирования.

        Конечно, задача весьма непростая. Но есть четыре программных продукта, которые, на мой взгляд, подходят для ее выполнения. Это "Галактика", ИС-ПРО, "1С:Управление производственным предприятием 8" и БЭСТ-5. Есть некоторый опыт имитации работы производственного предприятия. Во всяком случае, я бы попытался в рамках какого-нибудь ВУЗа сформировать полномасштабный годичный учебный курс, естественно, на базе двух предшествующих курсов.

        Правда, найти такой ВУЗ - еще более непростая задача. Наверное, в рамках этого курса потребуется соединить работу студентов нескольких специальностей, как минимум, связанных с учетом, планированием и организацией продаж. А хорошо бы - и с управлением кадрами. Организационные трудности, связанные с согласованной работой всех студентов в одной базе данных, да еще, может быть - под руководством нескольких преподавателей, для типичного российского ВУЗа являются непреодолимыми. По этой причине я до последнего времени только ненавязчиво информировал своих коллег о наличии идей такого рода, не ставя серьезно вопрос о необходимости их реализации.

        Положение изменилось в последний год. Точнее, терминальные технологии, позволяющие запускать программу, расположенную на терминальном сервере, через интернет, с удаленных компьютеров, появились, конечно же, раньше. Удалось получить реальный доступ к этим технологиям. Теперь оказалось возможным организовать деловую игру с целью имитации квартальной работы предприятия, не собирая участников процесса в одном месте, и даже в одном городе. Иными словами, у преподавателя появилась независимость от собственного географического расположения относительно участников учебного процесса, и перестала быть необходимой формальная административная связь с каким-либо ВУЗом.


Реализация проекта

        До последнего времени мне казалось, что дистанционно можно дать только те знания и навыки, которые собраны в первом учебном курсе, где моделируется работа даже не малого, а микропредприятия, в котором работают два человека. Этот курс я изложил в книге "Основы автоматизированного учета", вместе с которой поставляется диск, содержащий все необходимое для установки на домашний компьютер программного обеспечения, подготовленных настроек, и самостоятельной реализации модели хозяйственной деятельности, составляющей практическую компоненту этого курса.

        Со студентами РГТЭУ мы обычно воспроизводим эту модель второй раз, на той версии программы "1С:Бухгалтерия", которая имеется в нашем распоряжении. Однако отсутствие свободно распространяемых вариантов этой программы не позволило включить указанный материал в книгу.

        Теперь оказалось, что возможно реализовать и ту деловую игру, которая лежит в основе второго из упомянутых курсов. Он и был положен в основу нашего интернет-проекта. Тем более, что на терминальном сервере компании БЭСТ можно запускать не только программу БЭСТ-5, но и кассовую программу. А имитация технологий розничной торговли с поддержкой оперативного учета каждой продажи в натуральных и денежных единицах составляет существенную часть этого курса. В компьютерной сети мы обычно выделяем компьютер с установленной на нем кассовой программой, который играет роль кассового аппарата. Здесь обе программы на одном сервере, но связь между ними настраивается и работает.

        В остальном я попытался построить деловую игру и обсуждение теоретического материала примерно так же, как делаю на лекциях и в компьютерном классе. Конечно, это потребовало значительных затрат времени и сил. Лекции у меня лучше получаются экспромтом, и я не пишу их конспекты. Здесь пришлось написать. На вопросы отвечать также пришлось письменно. Однако, в этом есть и свои преимущества. Когда руководишь деловой игрой, в которой участвуют 8-12 человек, время расписано буквально посекундно. Приходится очень быстро реагировать на возникающие затруднения и отвечать на вопросы. Поэтому всегда стараюсь давать этот курс сразу после первого. В интернет-проекте эти требования оказались менее жесткими. Над вопросом можно подумать. Правда, и участнику игры приходится делать некоторый перерыв. Но поскольку нет необходимости собирать всех в одном месте и в одно время, это не кажется существенным недостатком.

        Хотя сказать о том, какие у этой формы обучения есть существенные недостатки, пока трудно. При личном общении обычно сразу видна реакция человека. Если он не понимает, или ему стало неинтересно, преподаватель может "встряхнуться", и оперативно перестроить стиль изложения, или дать другое задание, когда - легче, когда - сложнее. Здесь же, пока участник игры явно не выскажется о том, что он думает о преподавателе или материале, понять что-то достаточно трудно.

        Возможно, именно с этим обстоятельством был связан значительный отсев участников деловой игры. Хотя в самом начале реализации проекта в феврале 2008г. я очень активно пытался "разговорить" участников, на предмет получения эффективной обратной связи, следует признать, что удалось это сделать далеко не в том объеме, как хотелось. С другой стороны, возможно, свою роль сыграла бесплатность участия в проекте для его участников. Во всяком случае, стало ясно, что вопрос об организации обратной связи участников деловой игры с руководителем не прост, требует дополнительного изучения и пристального внимания.

        Вероятно, отрицательную роль сыграло и еще одно обстоятельство. Без минимального навыка практической бухгалтерской работы, воспринимать курс, принятый в качестве основы нашего проекта, достаточно трудно. Для студентов эквивалентом такого навыка является курс, в котором они моделируют работу малого предприятия в одиночку. Хотя я и подарил участникам игры, которые не отсеялись, по экземпляру своей книги, видимо, этого оказалось недостаточно, и в будущем придется строить аналогичные интеренет-курсы по-другому.

        Наверное, я все же недооценил значение опыта преподавания в студенческой аудитории. И аналогичный курс должен быть вторым. А первым - курс по самостоятельному моделированию деятельности малого предприятия на своем домашнем компьютере. С активной поддержкой этого процесса на специальном форуме. Может быть, имеет смысл в одной учебной группе поддерживать такое моделирование в рамках нескольких программных продуктов.

        Что же касается реализованного проекта, думается, он будет значительно интереснее при большем числе участников. Для студенческой аудитории оптимальное число участников 8-12. Для деловой игры в рамках интернет-курса, целесообразнее, наверное, работа в команде из 15-25 человек.

        Вряд ли имеет смысл описывать конкретное содержание проведенной деловой игры и теоретического материала, тем более, что вся эта информация доступна на сайте www.forum.spb4plus.ru. Отмечу лишь, что моделировалась работа среднего торгового предприятия в первом квартале 2008г. Предприятие ведет как оптовую, так и розничную торговлю. Работает по общей системе налогообложения, является плательщиком НДС.

        Всю совокупность действий по отражению в учете хозяйственной деятельности предприятия мы разбиваем на отдельные бизнес-процессы. Вообще-то, определений этого термина, наверное, столько же, сколько и специалистов, пишущих о проблемах управления. Для нас существенно только то, что всю совокупность учетных и управленческих действий можно разбить на более или менее стандартные наборы, которые рассматриваются отдельно. Как такое разбиение делать, не так уж важно. Главное, чтобы появилась некая система при рассмотрении документооборота. Таких наборов мы выделяем четыре или пять.

  1. Закупка товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
  2. Оптовая реализация ТМЦ.
  3. Розничная реализация (со связью кассовых аппаратов и бухгалтерской системы).
  4. Начисление и выплата зарплаты.
  5. Подготовка отчетной документации и диагностика бухгалтерской системы.

        Пятый пункт к бизнес-процессам, наверное, можно отнести с большой натяжкой. Но это отдельный и достаточно большой раздел деятельности.

        По каждому бизнес-процессу рассматриваются схемы с вариантами его реализации, и в деловой игре несколько раз оформляются первичные документы по каждой ветви схемы.

        Напомню, что обычно мы делаем имитацию работы такого предприятия со студентами, прошедшими семестровый курс по моделированию работу совсем малого предприятия. Так что навык выполнения основных бухгалтерских операций у них уже есть. Но все равно, студенты разные, разный и уровень подготовки, и отношение к делу. В процессе моделирования в базе данных накапливается достаточно много ошибок. Я обычно их берегу и не исправляю. Принимая во внимание, что бухгалтерского учета без ошибок не бывает, а навык их выявления, в том числе и при имитации налоговой проверки - важная составляющая бухгалтерской квалификации.

        В конце нашей работы, перед составлением квартальной отчетности и в процессе ее составления, мы пытаемся разобраться с общими принципами диагностики бухгалтерских систем и провести такую диагностику на своей базе данных. Примерно так же я постарался построить работу и в интернет-проекте. Ошибок, правда, получилось не так много, но все равно, есть над чем поработать. Тех, кто интересуется принципами диагностики автоматизированных бухгалтерских систем, могу отослать к своей статье в журнале "Бухгалтер и компьютер" №№ 7, 10 за 2006г.

        Подводя предварительные итоги интернет-проекта "Подготовка главных бухгалтеров", а он сейчас в завершающей стадии, можно отметить следующее. Технологии ведения такого рода проектов, безусловно, перспективны, причем не только в образовании, но и в исследовательских целях, и при практическом внедрении компьютерных технологий на предприятиях. В образовательных технологиях пока много "белых пятен", которые будут заполняться по мере накопления практического опыта. Конкретное обучение кандидатов на должность главного бухгалтера, чтобы они имели реальные шансы ее получить, лучше проводить на двух или трех уровнях. Первый - самостоятельное моделирование работы самого малого предприятия. Второй - моделирование работы предприятия покрупнее в команде, с использованием терминальных технологий. Третий - аналогичное моделирование работы предприятия, с полноценным использованием модулей учета, планирования и управления кадрами. Вероятно, первые два уровня мы реализуем на специальных сайтах в самое ближайшее время.

Исследовательская составляющая проекта

        Проект, о котором идет речь, был определен как учебный. Однако, это верно только до известной степени. Скорее, он находится где-то между обучением и исследовательской работой.

        Когда появляется новый программный продукт для ведения бухгалтерского учета и управления предприятием, всегда интересно посмотреть на него "в движении", как он будет выглядеть при работе хотя бы в достаточно простом предприятии. Описание программного продукта обычно помочь не может, поскольку в нем чаще всего не описывается технология использования программы.

        На мой взгляд, было бы очень интересно взять несколько программных продуктов и провести их сравнительное исследование, путем имитации одних и тех же хозяйственных операций, провести своеобразное "имитационное моделирование хозяйственных процессов". Беда только в том, что "имитационным моделированием" лет сорок назад математики стали называть многократное повторение каких-то действий с разными параметрами. Так что сейчас, если, скажем, приходные накладные каким-нибудь методом случайных чисел формирует программа - это считается имитационным моделированием. Если те же действия осмысленно делают специалисты, с целью выработки оптимальных технологий - применение этого термина находится под вопросом.

        Тем не менее, ясно, что так же, как самолет или автомобиль перед запуском в серийное производство нужно тщательно испытывать, требуют испытантй в разных модельных ситуациях и программные системы для учета и управления. Однако, к сожалению, такие испытания пока никто не проводит. Ни в одном ВУЗе или НИИ нет того, что можно было бы назвать "Лабораторией экспериментальных исследований бухгалтерских и управленческих технологий".

        На мой взгляд, терминальные технологии позволяют отчасти восполнить этот пробел. Я уже предложил коллегам сделать аналогичный проект по имитации деятельности некоего гипотетического промышленного предприятия, но не учебный, а исследовательский. С публикациями результатов. По-моему, такого рода моделирование на разных программных продуктах, может вылиться в добротную кандидатскую диссертацию, которую многие представители бизнес-сообщества будут с интересом читать и использовать в практической работе. Во всяком случае, техническая возможность проведения такого рода исследований, просматривается неплохая.

        В области компьютерных технологий управления положение сейчас напоминает авиацию на заре ее существования. Самолеты уже изобрели и выпускают. А науки о том, что с ними делать - нет. Это уже потом появятся и науки о боевом применении авиации, и инфраструктура авиационных перевозок, и много других наук об авиации, никак не связанных с самолетостроением.

        И точно так же, как авиаконструктор обычно летать не умеет, разработчики программных продуктов по большому счету не знают, как с ними нужно работать. Не хочу никого обидеть, просто специальности разные. И поскольку разработчик - чаще всего неквалифицированный пользователь своей программы, создавать науку об автоматизированном управлении предприятием предстоит тем, кто эти технологии внедряет. Положение усложняется тем, что в нашей деятельности бизнес оказался впереди официальной науки, а люди из практического бизнеса книги писать не спешат.

        Между тем, внедрение информационных систем управления предприятием - это процесс, порождающий, или зависящий, от ряда серьезных научных проблем. Эти проблемы нужно обсуждать среди специалистов, причем не только в узких корпоративных сообществах. Сейчас в России практически нет места, где специалисты по компьютерным, и не только, технологиям управления, могли бы такую дискуссию вести. Разве что журнал "Бухгалтер и компьютер", который, на мой взгляд, давно пора внести в список ВАК журналов, в которых можно публиковать результаты диссертационных исследований. Во всяком случае, de facto, он стал ведущим научно-практическим журналом в этой области.

        Бизнес оказался впереди официальной науки, прежде всего, потому, что участникам нашего бизнеса исследования в области компьютерных технологий управления вести приходится, чтобы просто оставаться "на плаву" и тем более, чтобы нормально развиваться. Нет только в бизнесе традиций систематизировать и обобщать результаты этих исследований. Иными словами, результаты исследований есть, а описывать их никто не хочет.

        Особенно актуально предварительное исследование при замене компьютерной системы управления на систему следующего поколения. Например, это может быть копия базы данных, аналогичная той, что мы получили в учебном проекте, с описанием настроек и технологий. Как правило, для предприятия средних размеров финансирование таких исследований достаточно проблематично. Так же, как достаточно проблематично их выполнить небольшой внедренческой фирме. Как быть в этом случае?
        По-моему, нужен грант Министерства образования и науки для постоянного финансирования упомянутой "Лаборатории экспериментальных исследований бухгалтерских и управленческих технологий". Эта лаборатория должна иметь терминальный сервер, на котором работали бы все основные программы, используемые на рынке компьютерных технологий управления, и сайт со служебным форумом для специалистов. В лаборатории могли бы по совместительству, но не совсем уж бесплатно, работать специалисты фирм, внедряющих компьютерные технологии управления, независимо от их географического расположения. Результатом работы должны быть регулярные публикации лаборатории, на базе которых эти специалисты могли бы защищать диссертации. В отличие от многих других диссертаций, эти были бы крайне востребованы практическим бизнесом.